Социально-экономические преобразования, глобальный экономический кризис активизировали проблему сохранения физического, психологического и особенно духовного здоровья населения нашей страны. Это поставило перед учебными заведениями (и не только перед общеобразовательной школой) задачи по созданию таких условий развития учащихся, которые бы способствовали утверждению здорового образа жизни, гармонизации их взаимоотношений с окружающей средой.

Анализ состояния здоровья населения и перспектива его выхода из кризисного состояния, в котором мы находимся в этом вопросе, свидетельствуют, что одним из важнейших условий укрепления здоровья и профилактики заболеваний — является осуществление долгосрочных и крупномасштабных программ привлечения широких слоев населения к здоровому образа жизни.

За годы независимости создан определенный опыт законодательного и нормативного обеспечения воспитания у детей и молодежи здорового образа жизни. Статью из Конституции «… здоровье человека, как и его жизнь, личная честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность» признаны наивысшей социальной ценностью. Право каждого гражданина на охрану здоровья, декларируемое статьей Конституции, детализируется в Основных законах о здравоохранении.

Проблемы здоровья и здорового образа жизни детей и молодежи и условия их оптимизации стали предметом исследования медиков, педагогов, философов, и психологов.

В целевые комплексной программе «Физическое воспитание — здоровье нации» поставлена ​​задача — обеспечить переориентацию физкультурно-спортивной отрасли на укрепление населения средствами физического воспитания, физической культуры и спорта, формирование у граждан потребности в физическом самосовершенствовании.

В контексте мировой и европейской интеграции важное значение приобретает обеспечение высокого уровня физической надежности нашего населения и особенно выпускников украинских вузов, что дает им в определенной мере наряду с профессиональными знаниями и умениями весомую конкурентоспособности в современных условиях, требующих хорошего здоровья и высокой работоспособности .

За последние годы физическая культура испытала большие изменения, если в 50-60 годы мало уделялось внимания оздоровлению населения с помощью физических упражнений, многие сомневались в реальности и полезности физических упражнений, и, особенно — оздоровительной, отрицая ее существование. В основе полезного эффекта физических упражнений лежат вызванные занятиями содержание в структуре организма: при занятиях физическими упражнениями улучшаются функциональные возможности всех систем организма — сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной, а также улучшается деятельность этих систем, благодаря чему увеличиваются резервные возможности организма. И это естественно. Формирование организма человека на всех этапах ее эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении в неразрывной связи с природой, а нарушение этой связи часто приводят к негативным последствиям в здоровье человека.

Недостаточное количество мышечных движений где тренирует, ослабляет не только мышцы, но и наш мозг. Наше здоровье, самосовершенствование — это способность максимально использовать резервы своего организма, активными физическими упражнениями на самого себя, что позволит провести мероприятия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья человека,  а значит и продлить активную жизнь.

Благодаря исследованиям М.М. Амосова, где эта проблема освещается с позиции медицины: психолого-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни, а особенно влияние физических упражнений на организм ребенка рассмотрены в исследованиях Т.Ю. Круцевич и др. В настоящее время физическая культура признана не только учеными, но и широкими кругами общественности.  В современном обществе внимание должно уделяться не только высокому профессиональному уровню молодежи, но и ее здоровью, принадлежащей физической подготовленности.

Поэтому, физическую культуру следует рассматривать как универсальное средство в профилактике и лечении, в борьбе с гиподинамией, в развитии физических качеств и в достижении спортивных результатов, а это одно из важнейших социальных задач.

Мировая и отечественная практика показывает, что наиболее эффективным средством решения этой проблемы является осуществление физического воспитания в студенческие и последующие годы.

Практически во всех источниках, с которыми нам довелось познакомиться, в современном обществе на теоретическом уровне разработкой влияния психологии на культуру здоровья ведут исследования такие ученые: В. Горащюк, В. Кириленко, В. Климова, Л. Татарникова, В. Скулин, Л. Сергиенко и др.

В формировании сознательной мотивации к личному «здоровье строительства» большое значение имеет психология. Если наука — это умение пользоваться знаниями, то от знаний формируется психология здоровья.

Значение психологии в укреплении здоровья, ее реализационный вектор находится на стыке решаемых биологией, медициной, валеологией, педагогикой. Раз психология позволяет найти такие методы, слова, которые глубоко запали в сознание и стали для человека убедительными в реализации главных валеологических положений.

В проблеме критериев психического здоровья интересен вопрос о субъективные представления по этому поводу. Понимание связанных с этим процессом тенденций, закономерностей позволяет более целенаправленно и своевременно осуществлять профилактику здорового поведения личности, коррекции нежелательных отклонений ее развития. Эти же знания открывают дополнительные возможности в поиске наиболее эффективных путей по формированию должного отношения к здоровому образу жизни и потребности в нем.

Напоминаем, что стиль и образ жизни, знания, мотивация и культура человека, является установка на длительное и здоровую жизнь. Эта категория субъективная, но она может иметь важное значение, чем важнее объективный фактор здоровья. Подтверждение тому — многие хорошо известных примеров, когда отсутствие положительной установки приводило к истощению внутренних резервов здоровья и к «уходу» человека в болезнь. Фокусирование внимания на здоровье, наоборот, мотивирует поведение, ориентированное на позитивную цель, когда любой успех расценивается как победа. Поэтому для сохранения здоровья, еще в большей степени, чем избавление от болезни, человек должен принимать другие решения в отношении своего мировоззрения и образа своей жизни.

Чтобы достичь своей цели человек должен приложить определенные усилия — как физические, так и интеллектуальные. Для комфортности жизни индивидуум должен преодолевать определенные трудности и в зависимости от психического состояния будет зависеть исход этой борьбы. Однако далеко не все они проявляют движущий влияние на психику человека. Не каждая личностная проблема, внутри-личностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводит к стрессу. Хранить ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности.

Определение здоровья во многом опирается на понятие «благополучие». Благополучие как положительное здоровья, предполагает реализацию физических и духовных потенций человека. Без сохранения психологической устойчивости реализация потенций невозможна. Следовательно, невозможно и удовольствие от процесса реализации, невозможно почувствовать умственного и социального благополучия.

Достижения жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Чем более крупные (социально-значимые) цели ставит личность, тем более она встречает трудностей. Здесь есть и положительный момент: преодоление сопровождаются интенсивными переживаниями самореализации. Чем меньше у личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровление поддержания устойчивости, тем более ограничены возможности достижения жизненных целей.

Для воспитания психологической устойчивости бельгийский геронтолог Ле Колептон предлагает:
1. Мнения полезные тогда, когда они ведут к действию.
2. Долго жить надо для полезных дел, а не только для удовольствия.
1. Надо учиться мудрому и уравновешенному отношению к тем событиям, которые невозможно изменить.
4. Не надо стоять на пути молодежи.

А вот главным практическим задачам в психологии здоровья (по нашему мнению будет способствовать психологической устойчивости) в системе педагогического образования являются:

• Формирование у будущих педагогов (особенно по специализации «физическая культура и спорт») психологической образованности и психологической культуры;
• Совершенствование умений и навыков в психодиагностике и психокоррекции;
• Усовершенствование обязательных путей и условий саморегуляции;
Сколько же возможностей и резервов для здорового образа жизни имеет современный человек?

Можно утверждать, что много. Однако резервы не всегда совпадают и включаются сами по себе. Об этом каждый из нас должен позаботиться сам.
Формирования внутренней картины здоровья (ВКС) для здорового человека является более трудной задачей, чем формирование внутренней картины болезни для больного человека. Это объясняется тем обстоятельством, что для больного человека не составляет большой работы дать субъективную оценку изменениям, которые происходят с ней. Если говорить о здорового человека, то осложнения формирования ВКС во многом обусловлены «га мерность» в ее сознании ежедневных проблем.

Необходимо отметить, что человек очень часто не замечает индикаторов, свидетельствующих о неблагополучных изменения в состоянии здоровья. Это связано с тем, что язык этих индикаторов чаще всего находится на специальном уровне и на уровне ощущений. А поскольку современный человек, как правило, отчуждает себя от чувств (что не всегда можно сказать о женщинах), ошибочно считает слабость, то первые сигналы о неблагополучии своевременно фиксируются, что таит в себе серьезную опасность для жизни и здоровья.

Обобщенным вариантом языка здоровья оказывается психическое и физическое самочувствие человека, уровень которого варьируется в очень широком диапазоне — от значительных органических нарушений до высокого психоэмоционального благополучия.

Необходимо обратить внимание, что структурные компоненты культуры здоровья личности: социальное, психическое, физическое, духовное здоровье, находится в тесном взаимодействии, между ними существует коррекция. Примером может быть личность, которая много времени уделяет своему физическому развитию, что не может не повлиять на его психическое развитие. Следует отметить, что данное влияние может быть как положительный так и отрицательный.
На наш взгляд, функциональные компоненты культуры здоровья личности необходимо разделять на компоненты внутреннего и внешнего функционирования.
К компонентам внутреннего формирования культуры здоровья личности мы относим:

  • Аффективный компонент — он отражает эмоциональное состояние личности.
  • Ценностный компонент — включает особое отношение личности к собственному здоровью и здоровью окружающих.
  • Мотивационный компонент — объединяет совокупность факторов, обусловливающих здоровую поведение личности и побуждают ее к физическому благополучию.
  • Поведенческий компонент — отражает взаимодействие личности с окружающей средой, что внешние и внутренние детерминанты. Составляют из умений и навыков, гармоничное развитие всех ее составляющих (психической, социальной, физической и духовной сфер. Обеспечивает формирование здорового поведения здорового образа и стиля жизни).

К компонентам внешней формирования культуры здоровья личности мы относим:

  • Информационный компонент — обеспечивает личность информацией, способствует усвоению основных принципов, условий и средств сохранения и укрепления здоровья.
  • Защитный компонент — обеспечивает благо приятный психоэмоциональное состояние личности и благоприятные условия существования.
    Развивающий компонент — направлен на гармоничное развитие всех составляющих человеческой личности, способствует формированию физического, психического, социального, духовного здоровья.
  • Индивидуальный компонент — обеспечивает сохранение своей уникальности, самоуважения, чувства собственного достоинства.
    Следует отметить, что при рассмотрении функциональных компонентов культуры здоровья (понимай здоровый образ жизни) личности нами были выделены внешние функциональные компоненты личности первого уровня, имеющие два или более связей с определенными выше внутренними компонентами культуры здоровья личности.

Основные выводы и перспективы дальнейших исследований по данному направлению. Каждый человек должен определить, в чем именно она нуждается и степень ее необходимости.

Почему так важно в настоящее время освещать проблему здорового образа жизни? Причин много (и мы не претендуем их все осветить), они носят разный характер но, на наш взгляд, мы выделяем те, которые тесно связаны с сущностью человека и его духовностью.

Первых, в сознании людей отсутствует (у молодых — до 80%) мировоззренчески-конструктивная основа относительно постоянной заботы о своем здоровье.
Второе, собственные психологические проблемы, связанные с индивидуальным здоровьем, состояние самосознания человека, который позволяет тонко понимать физическое и духовное здоровье и укреплять его обратной биологической связи.

Термин «здоровье» определяют так же количеством резервов в организме человека, максимальную производительность органов и систем при сохранении качественных пределов их функций.

Современному человеку все чаще приходится жить на грани своих психических возможностей, в стремительно меняя условиях, изменении стереотипов, информационном буме. Нестабильная социальная и экономическая ситуация усугубляет эту тенденцию и приводит к тому, что 75% населения находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает адаптивные организмы.

В такой ситуации проявляется неспособность современной медицины перед этой проблемой, поскольку первой причиной является дефицит в обществе «отношение к здоровью», главные «факторы риска» имеют поведенческую основу и решающую роль в сохранении и укреплении здоровья играет стиль и образ жизни.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем, которые бы способствовали улучшению физического и психического самочувствия.

Остались вопросы или есть что добавить? Пишите:

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Внимание! Представленная на сайте информация является ознакомительной и не является единственным верным источником, для полноценного лечения обратитесь к врачу!
Сайт не предназначен для просмотра лицам младше 18 лет.