Для людей страдающих от диссоциации, чаще всего характерны следующие жалобы:

— невозможность жить полной жизнью, жизнь пустая, бессмысленная, живу так, как будто вижу сон, ощущение себя призраком бестелесным, игнорирование настоящего, пребывание целиком в своей фантазийной реальности, отсутствие радости в жизни, усталость, потеря интереса ко всему, даже к тому, что вроде нравится, оставление дел незавершенными, переключение на другие дела до стадии завершения и получения конкретных результатов, неспособность воспользоваться полученными результатами (сделал что-то, тебя хвалят, а радости и кайфа от этого ты не испытываешь, кажется все неважным или ненастоящим), вообще ощущение ненастоящести жизни, депрессивные состояния, уход в себя, глубокие внутренние переживания, фиксация внимания на телесных ощущениях (телесные ощущения – ощущения не на границах тела, а внутри его пределов – недифференцированные телесные ощущения, такие как тяжесть в животе, состояние, когда трудно просыпаться или не хочется, а надо), появление сопротивление в те моменты, когда делаешь что-то и у тебя вот-вот должно получиться и ты должен сделать еще немного, чтобы получить результаты, в этот момент вдруг происходит что-то, что не дает работе завершиться: теряется интерес, например, или человек просто беспричинно бросает начатое, или переключается на что-то другое, или вдруг парадоксальным образом совершает какие-либо поступки, мешающие осуществлению задуманного: теряет веща, ломает ноги, вспоминает о каких-то важных делах, безнадежно опаздывает на важные встречи или вообще на них не приходит, делает так, чтобы разрушить то, что создавалось, может например так поговорить с ключевым клиентом, чтобы клиент от него отказался и т.д.

Случаи клинической диссоциации: потеря связи с телом, забывание поесть, поспать или по-другому позаботиться о нем (потеря чувствительности тела — отсутствие чувства голода, жажды, холода, когда человек вдруг начинает осознавать, что он очень слаб и вспоминает, что не ел давно. Или, что у него потресканные сухие губы и язык о них царапается – и вспоминает, что давно не пил, чувствует дискомфорт и понимает, что на улице холодно, а он плохо одет и т.д.); потеря связи тела и сознания: сознание понимает, а тело реагирует по-другому: навязчивые действия, навязчивые мысли, навязчивые переживания, например, отношения закончены, а человек в это отказывается верить и продолжает воспринимать себя в контексте этих отношений, тело, естественно, переживает и болит (болит сердце, душа, живот, солнечное сплетение и др.), отказ тела повиноваться: когда нужно что-то важное делать – оно отказывается это выполнять: нужно идти на встречу – а оно отказывается встать с кровати, может заболеть и др.; навязчивое замещение одной деятельности – той, которую необходимо сейчас сделать той, которая никому не нужна, но человек за нее цепляется изо всех своих сил. Причем чем больше надо, тем больше усиливается диссоциация и человек углубляется в свою суррогатную деятельность. Для этого я даже ввел термин – суррогатная деятельность – то есть не настоящая, та, которая не нужна и просто замещает собой другую, не суррогатную, в контексте реального мира. Например, нужно сдавать завтра экзамен, и человек понимает, что нужно немного подготовиться, так как во время учебного года ничего не делал. В этот самый момент, когда у него появляется осознание того, что нужно взять учебник, он вдруг замечает, что по телевизору идет его любимый сериал, или передача, или что очень захотелось попить чаю, или вступить в дискуссию со своим мужем или женой не важно по какому поводу, вдруг находится куча всяких дел, которые делать просто необходимо в данную минуту: женщина опаздывает на поезд, и вдруг бросается солить помидоры. Если человек все таки подходит к книжному шкафу за учебником, он вдруг замечает другие книги, которые он вдруг именно сейчас хотел бы почитать или начинает просматривать литературу, периодически углубляясь в те вещи, которые вряд ли, по большому счету, помогут сдать экзамен, или углубляется в чтение вообще посторонней литературы, например фантастической или философской. При этом, его внимание живет по своим законам, как будто кто-то намеренно не желает, чтобы мы очнулись и осознали себя в контексте настоящего, реальности, в которой есть время и времени мало и совсем нет на постороннее чтение. Причем, чем меньше времени остается, тем компульсивней (навязчивей) суррогатная (замещающая) деятельность. Чем больше опасность оказаться (воспринять себя) в контексте реальности – тем выше уровень диссоциации.

Стоит отметить, что феномен диссоциации вовсе не такая уж редкая вещь, и что все люди диссоциированы, в той или иной степени. Если взять понимание диссоциации в широком смысле этого слова как я показал раньше, и под диссоциацией понимать вообще любой уход от реальности, то, в этом случае, диссоциации подвержена психика абсолютно всех людей. И это естественным образом объясняется основной функцией психики — отражением действительности. Чем больше субъективного в этом отражении, тем больше степень диссоциации. Чем больше значений имеют для человека объекты и события внешнего мира – тем больше диссоциация. Чем выше способность фантазировать – тем больше диссоциация. Чем более структурирована психика – тем выше, как не парадоксально, диссоциация. Чем умнее человек (острое восприятие, много знаний, способность оперировать образами – тем больше диссоциация. Чем богаче мир собственных переживаний – тем больше диссоциация. Любая ситуативная деятельность, что может быть диагностическим инструментом: чем более ситуативно поведение человека и чем больше оно является полевым, тем слабее связь человека с его собственным центром, тем больше зависмость от других людей, их отношений, обстоятельств и тем выше диссоциация. Наряду с ситуативностью поведения, наблюдается потеря связи, контакта с настоящим (фантазия размыта во времени, она существует как бы вне времени, а реальность очень жестко этим временем структурирована, все процессы в реальности протекают во времени.

Тем более человек реален и связан с реальностью – чем сильнее его центр. Таким образом, получается, что мир нужно искать не во вне, а в себе. Только когда человек имеет прочный контакт со своим центром, — он может из него воспринимать реальный мир как из точки отсчета. И этот мир структурирован так как на самом деле он структурирован и в этом мире есть место этому человеку и есть настоящий смысл. Мне даже представляется, что вселенная организована посредством этих маленьких центров, человек, рождаясь, пытается найти со своим центром связь, осознать ее и действовать из нее. В этом случае жизнь человека начинает быть наполнена сакральными смыслами. Есть красивая фраза: «у вселенной столько центров, сколько в ней живых существ». И еще: помните стихотворение Омара Хайяма: «Кабы камень я искал, искал повсюду я его, поля, леса я обошел и возвратясь к себе домой его в саду своем нашел». Это про то, что человек пытается найти смысл своей жизни и свое место во внешнем мире, перебирая одно, другое. Пытается представлять, что мир является центром, а он пытается с периферии как-то к нему подмазаться. А на самом деле наоборот. Есть центр и этот центр в сердце. И если мы это почувствуем, весь мир станет периферией с центром в нашей душе. И сам по себе организуется так как надо.

Ведь у вселенной столько центров, сколько в ней живых существ, и каждое из них воспринимает мир структурированным вокруг собственного бытия. В случае с диссоциацией, у человека в силу пережитой травматизации, потерян контакт со своим собственным центром и мир переживается как нечто, что существует отдельно от него и его души, и он безнадежно пытается оперировать своими фантазиями, всячески пытаясь пристроится к существующим в его окружении центрам. Таким образом, диссоциация является механизмом индуцирующим альтернативную реальность, заполняющую реальные отношения человека с реальным миром.

Остались вопросы или есть что добавить? Пишите:

avatar
Добавить фото
 
 
 
 
 
Добавить аудио или видео
 
 
 
 
 
Добавить .doc .pdf .xls .txt
 
 
 
 
 
  Подписаться  
Уведомление о

Внимание! Представленная на сайте информация является ознакомительной и не является единственным верным источником, для полноценного лечения обратитесь к врачу!
Сайт не предназначен для просмотра лицам младше 18 лет.

[mc4wp_form id="278"]