Для любого ребенка поступление в детский сад – это большое психологическое напряжение. До этого они были постоянно с родителями, мамой или иногда с дедушкой и бабушкой. И вдруг новая обстановка, чужие люди, много детей, с которыми приходиться делиться и даже конкурировать.
В результате одни дети плачут месяцами и не хотят ходить в садик. Другие вроде и не плачут, но все происходит внутри. Для незрелой психики любого ребенка это сильный стресс. В чем же дело?
Если Вы с первого дня живете нуждами малыша, после рождения не расстаетесь с ним. Вместе спите и едите, а без вас он не спит. Бабушку любит только раз в неделю и на 2-3 часа в присутствии мамы. Кушают только на коленках у мамы. У ребенка с мамой полные положительных эмоций отношения. В люди—только к бабушке и в детский клуб. И то мама всегда рядом. Мама занимается интеллектуальным развитием и обучением.
В этом случае происходит развитие индивидуальности, собственного Я, внутреннего духа, интуиции, творческого начала. При такой обстановке развитие логики, выживаемости, ребенку особо не нужны. Он чувствует себя в безопасности. И после этого отдавая в детский сад, к чужой тете — надеяться, что у ребенка не будет стресса и слез, не приходиться. Никакой чужой тете-воспитательнице, даже за деньги, ваш ребенок не нужен. А потом еще школа. Там то же самое. Если ученик приходя в первый класс не умеет читать и писать — учительница им заниматься не будет. Она ориентирована на детей уже обученных, с ними меньше хлопот.
И есть дети, которые в садике не плачут, не дадут себя в обиду ни другим детям, ни воспитательнице. Они активны, хорошая речь, все сами умеют, сами засыпают, кушают, одеваются. Воспитатели на таких детей не кричат, но и не обращают внимания. Соответственно у них меньше стресса.
Где выход? Как сделать так, что бы ребенок ходил в садик и получал больше пользы, а не вреда для своей психики. Научился общаться со сверстниками, радовался и играл, а не плакал и болел. Тогда готовьте его к садику с рождения!
Возможные корректирующие действия: Постарайтесь, ребенка с самого раннего возраста (1 г) постепенно вводить в общение с другими детьми, расширяйте количество людей, которых он видит.
Позволяйте себе, под вашим контролем, ненадолго оставить ребенка одного, когда он играет со сверстниками на детской площадке или в игровой комнате. Это позволит ему развивать взаимодействие с окружением самостоятельно. А Ваш удаленный контроль при этом, придаст уверенности.
Максимально рассказывайте ребенку об окружающем мире. О происхождении всех услышанных звуков и сути предметов. О причинах и целях различных действий людей. Приучайте спать отдельно и без памперсов. Нагружайте посильными обязанностями: убрать игрушки, почистить зубы, убрать за собой чашку со стола и т.п.
Никогда, в «целях воспитания» , не угрожать ребенку – «я тебя отдам другой тете», «я тебя оставлю в садике», «пойди и ищи другую маму». И другие многочисленные варианты этих фраз. Ребенок все воспринимает как истинное.
Это Ваше личное участие в развитии ребенка, точнее, в обучении его элементарным навыкам повседневной жизни: горшок, одевание, обслуживание себя, речь. И еще уверенность, что родители его/ее любят, не бросят, всегда поддержат и защитят, и каждый вечер заберут из садика или придут домой и проведут время с ним.
И еще о выборе режима посещения садика — Как часто? на весь ли день? в любом ли состоянии? Желательно, постепенно вводить ребенка в новый режим. А поэтому начинайте водить ребенка в садик, заранее. Пока вы еще не «побежали» на работу. За 3-4 месяца. И с высоким положительным настроем. Это частично снимет страхи и минимизирует слезы.
По возможности выбор садика, школы, няни. А еще точнее — человека, с которым будет оставаться ребенок. Причем важен не опыт и регалии или возраст, а отношение. Часто лучше , чтоб не было никаких занятий, но хорошо следили за ребенком, чем с эмоциями и окриками «вдалбливали» в детей эти знания. ЗНАНИЯ РЕБЕНКА-ДЕЛО РОДИТЕЛЕЙ.
На эту тему:
- Адаптация ребенка в детском саду
- Плюсы и минусы детского сада
- Адаптация ребенка к условиям детского сада
- Как выбрать детский сад
- О психологических аспектах при выборе няни для ребенка
Остались вопросы или есть что добавить? Пишите: