Существуют простые слова и выражения, которые не трудно объяснить и подобрать к ним определение, но так же существуют и слова, которые понятны всем, которые у всех на слуху, но вот точно описать их, а тем более дать определение – бывает крайне трудно. Точно так же обстоит ситуация и с “ранним развитием” ребенка.

Люди, занимающиеся этим самым ранним развитием – не в состоянии объяснить, что же это такое, сформулировать четкое понятие о том, чем же, по сути, они занимаются, много об этом спорят, но никогда не приходят к общему мнению.

Что такое раннее развитие ребенка

На примере простых слов можно заметить, что все мы знаем что такое развитие как таковое, все мы знаем и понятие слова раннее. Но мало кому понятен смысл этих слов, когда они совмещены в одно выражение. Почему и зачем оно раннее? Что это вообще? А нужно ли? А стоит ли отбирать у ребенка детство? И тому подобное. Попробуем разобраться раз и навсегда с этим понятием, что бы в будущем не порождать большое количество споров и вопросов на этот счет. Так что же это и зачем оно нужно?

Любой ребенок, прежде всего, индивидуален. Шаг за шагом он осваивает все новое, гармонично развивается в своем темпе, это всем известно и с этим никто не спорит. Однако есть возрастные этапы развития, то есть в определенный период жизни ребенок начинает ползать, сидеть, ходить, говорить, рисовать, бегать, читать и писать.

Все эти этапы – индикатор нормального развития ребенка при условии, что они наступают в свое время. В том случае, если ребенок достиг определенного возраста, а функция, которая должна была уже развита – отсутствует – говорит о задержке в развитии ребенка. Случается такое, как правило, из-за недостатка внимания, болезни или когда с ребенком никто не занимается.

Избежать этого очень просто, всего-навсего необходимо проводить больше времени с малышом, рассказывать ему что то, показывать картинки, читать книги, в таком возрасте детям интересно все, что он слышит и видит, потому он сразу начнет развиваться, умнеть и взрослеть.

В России за последние двадцать лет раннее развитие ребенка стало чрезвычайно модным. Папы и мамы, как продвинутые личности пытаются осваивать методики Зайцева, Домана, Монтессори – с тем, чтобы их маленькие чада как можно раньше начали считать, писать, читать, играть на скрипке  и завоевывать медали в спортивных состязаниях. Конечно, перспективы радужны. Но в сильно раннем развитии есть свои «за» и «против».

раннее развитие ребенка

Самая большая ошибка, которую часто допускают энтузиасты раннего развития – это конкретное понимание разницы слов «развитие» и «обучение». На интенсивную стимуляцию интеллекта задействовано много сил. На второй план уходят развитие творческих, физических способностей, восприятие мира, все это отодвигается на последний план. Развитие конечно осуществляется, но оно какое-то однобокое, потому что развитие получает только левое полушарие, которое отвечает за логическое и аналитическое мышление. Но, кроме многих систем развития, еще в природе существуют и свои законы, по которым растет и воспитывается подрастающее поколение. И по закону природы в дошкольном возрасте, более способным и активным должно быть правое полушарие – эмоциональное и чувственное, интуитивно- образное. Согласно этим нормам  в развитии маленького человечка мир будет восприниматься через чувства, естественно, с фантазией и эмоциями. Может возникнуть логический вопрос, неужели ребенка-дошкольника обучать самостоятельно ничему нельзя, никаким интеллектуальным технологиям? Естественно наши дети сегодня воспитываются во времена высоких технологий, они быстро хватают все на лету и имеют право от своих родителей получать ту информацию, которая их интересует.

Рассмотрим основные принципы, на которых и должно строится раннее детство:

  • Никогда не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему на данный момент времени не интересно. Поэтому твердо надо сказать «Нет – насилию!»;
  • Давая смысловую нагрузку ребенку, нужно учитывать его реакцию, не стоит чересчур перегружать ребенка, нагрузка должна быть умеренной и адекватной возрасту. Поэтому стройте обучение на девизе «Раннее развитие – это не самоцель!»;
  • Индивидуальность. То, чем занимают своих детей ваши подруги или знакомые, наверняка не подойдет вашему сокровищу.

Многие психологи уверенны, что кубики Зайцева больше подходят левшам, которые воспринимают слово целиком легче, а навыки – их ахиллесова пята. Развитие интеллекта ни в коем случает не должно затмить собой творческое начало. Если вы решили заняться вплотную математикой, то не ставьте себе за самоцель научить ребенка хорошо считать. Для маленьких детей нужна совершенно иная математика. Вы считаете, что ваш ребенок музыкален и вы решили заняться развитием музыкальных способностей у ребенка, не следует его сразу же усаживать за скрипку и играть нотную гамму. Музыка должна постепенно слиться с душей человечка и стать своей привычной и родной с которой всегда будет весело и комфортно.

Конечно, настанет тот час, когда действительно надо учиться читать и писать. Ознакомьтесь с сегодняшними методами обучения и выберите такой путь , который будет помогать ребенку, а не быть для него обузой. Кто знает, может из него получится – хороший лингвист? Самое главное для малышей – это творческий подход. Толчок к его развитию станет игра, живое общение и личный пример родителей, которые могут создать вокруг красоту, придумать новые обстоятельства и жить в постоянном творческом поиске.

Методики раннего развития ребенка

Раннее развитие ребенка – очень серьезное и ответственная сфера воспитания. Ведь каждый заботливый родитель хочет видеть своего малыша умным и здоровым. Слишком большая настойчивость и усилия в этой области со стороны родителей могут негативно сказаться на малыше. Поэтому рекомендуется опираться на одну или несколько проверенных временем и опытом методик.

Система Марии Монтессори предполагает создание определенной среды, в центре которой находится ребенок. Он самостоятельно живет и учится. «Помоги мне сделать это самому» — вот девиз такой методики. В системе есть еще один участник — учитель. Он наблюдает за тем, как ребенок формирует сенсорные и моторные навыки, развивает свои физические способности, пытается научиться сопоставлять различные явления и предметы, и лишь помогает, когда это становится необходимым. Большим преимуществом данной методики является то, что ребенок изучает те сферы, предметы и явления, приобретает такие навыки, которые соответствуют его естественным потребностям и желаниям. В соответствии с этой методикой, начиная с 2-3 лет малышам можно предлагать рамки-вкладыши, несложные варианты конструкторов lego игрушки в виде цилиндров на подставках.

В домашних условиях использование специализированного материала этой методики затруднено. Его слишком много. Поэтому рекомендуется использование отдельных элементов, чтобы не перегружать ребенка.

Методика знаменитого американского врача Глена Домана в отличие от, предложенной Марией Монтессори, устанавливает приоритет зрительного восприятия над другими способами познания окружающего мира. С самых первых дней малышу показывают специальные картинки (карточки), на которых изображены растения, животные, слова, точки, знаменитые люди и исторические события. Опережающее обучение позволяет ребенку развиваться гораздо быстрее своих сверстников. У такого способа есть достаточное количество приверженцев и оппонентов. Т.к. кроме явных достоинств у нее есть и существенные минусы. Согласно этой методике, например, нельзя купить Лего конструктор, плюшевого мишку или куклу Барби в подарок любимому чаду – все игрушки категорически запрещены, так как отнимают слишком много времени. Ребенок выступает в качестве пассивного объекта, задача которого — лишь воспринимать информацию. Творческие способности при таком способе не развиваются вообще.

Наиболее цельная система развивающих игр создана на сегодняшний день русскими педагогами Никитиными. Этот метод рекомендует с раннего возраста использовать развивающие игры, способствующие проявлению творческих и мыслительных способностей ребенка. Для успешного развития малыша необходимо непосредственное участие родителей в игровом процессе.

В погоне за гениальностью важно не переусердствовать

Все мы знаем, что есть стандартные подходы к развитию детей. О них пишут в журналах и книгах, о них мы узнаем по телевизору. Бабушки, матушки, подружки и друзья рассказывают нам как правильно развивать своих детей.

Конечно мы не будем спорить, что есть нормы развития детишек. Можно сказать, что малыш в полгода должен уметь переворачиваться со спины на живот, держать двумя ручками бутылку, говорить простые слоги «ма», «па». Но на самом деле ребенок – не робот и никому ничего не должен, ни родителям, ни бабушкам и дедушкам, ни врачам!

Нельзя забывать, что у каждого ребенка есть свои биологические часы и тикают они в своем ритме. И совершенно не правильно считать, что если малыш пошел раньше срока или заговорил в год, то он будет гением, а если наоборот – отсталым.

Конечно, малышу нужно помогать на определенных этапах жизни. Каждая прочитанная книжка – огромный плюс в его копилку развития. Но не стоит мучить ребенка и учить его в два года читать. Он все равно не выучится.
Всему свое время!

На эту тему:

Остались вопросы или есть что добавить? Пишите:

avatar
Добавить фото
 
 
 
 
 
Добавить аудио или видео
 
 
 
 
 
Добавить .doc .pdf .xls .txt
 
 
 
 
 
  Подписаться  
Уведомление о

Внимание! Представленная на сайте информация является ознакомительной и не является единственным верным источником, для полноценного лечения обратитесь к врачу!
Сайт не предназначен для просмотра лицам младше 18 лет.

[mc4wp_form id="278"]