С момента появления ребенка на свет родители с восторгом, но, тем не менее, с высокой долей удивления замечают, как малыш осваивает все более сложные навыки. Но бывает и иная ситуация: родители затрачивают много усилий, чтобы научить свое чадо чему-либо, но они не дают результатов. Оба приведенных примера тесно связаны с протеканием процесса развития восприятия у детей.

Просто о сложном психологическом явлении

Развитие восприятия у детей – процесс постоянный. И начинается он в момент рождения малыша, ведь природа одарила маленького человечка высокой способностью запоминать новые звуки, предметы, запахи, текстуры и вкусы. Убедиться в этом достаточно просто: ребенок очень быстро учится различать родительские голоса, проявляет недовольство, когда вместо материнского молока получает его заменитель. Все это ему позволяет делать восприятие.

Сам же процесс восприятия детские психологи делят на три периода:

  • младшего (или раннего),
  • дошкольного,
  • младшего дошкольного возраста.

Все три стадии важны для формирования целостной личности, ведь посредством восприятия развивается не только способность использовать основные чувства, но и создавать на их основе логические цепочки. Следует также знать, что для каждой стадии существуют свои правила и методики развития восприятия, ведь каждая знаменует новый этап в личностном росте ребенка.

Развитие восприятия у детей раннего возраста

Ранний возраст принято условно определять в рамках от рождения до трех лет. Девизом его можно сделать фразу «Всё новое». Это период особенно бурного развития всех органов чувств, ведь малыш должен получить максимально возможные сведения о мире, его окружающем. К слову сказать, в первые полгода из него огромную роль играют врожденные рефлексы, например, хватательный. И родители не должны препятствовать малышу активно использовать их.

Нормальным и обязательным считаются действия по поиску интересующих ребенка предметов, например, вышедшей из поля зрения матери или убранной погремушки. Помочь развивать такие рефлексы могут и активные действия родителей. Они должны показывать и тактильно знакомить малыша с новыми предметами. В этом могут помочь детские игрушки. Большое значение имеют специальные игровые комплексы: развивающие коврики, мобили, закрепленные на кровати ребенка. При их помощи родители не только закрепляют слух, зрение и осязание, но и развивают эти чувства.

Вторые полгода восприятие способствует не только узнаванию, но и развитию предметных действий, а также манипуляций. Предметные действия позволяют ребенку знакомиться с функциональным назначением вещей, например: протянув руку и взяв ложку, малыш будет стараться имитировать движения взрослых. Манипуляции же позволят раскрыть весь спектр возможных действий с полученным предметом. Закрепляются и развиваются они до конца рассматриваемого периода развития.

Как помочь ребенку развивать восприятие в данный период? В основном при помощи игр. Кубики, пирамидки, лабиринты, сортеры позволят не только узнать новые формы, но и цвета и материалы.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст определяется психологами периодом от трех до семи лет. В этот период развитие восприятия базируется на нескольких видах деятельности.

Игровая деятельность

Знакомые ранее кубики-пирамидки заменяются постепенно конструкторами, а сортеры – логическими лабиринтами. Если ранее ребенок не был знаком с пазлами, теперь самое время включить их в игровой ассортимент.

Помогут в развитии восприятия и различные формы одевания, например: одеть и раздеть куклу или подобрать комплект бумажной или деревянной модели. Для детей обоих полов будут полезны игрушки, оснащенные пультом управления. Это поможет малышам развивать пространственное восприятие.

Второй вид деятельности – изобразительная

В данном случае речь идет о занятиях лепкой, рисованием, аппликацией. При помощи рисования ребенок, в первую очередь, знакомится с понятием контура предметов. Кроме того, улучшаются его понимание цветовой палитры окружающего мира. Лепка, или моделирование, способствует восприятию объемных конструкций и дает знания о возможностях их изменений. Аппликация же направлена на установление связи «части-целое».

Стоит помнить, что лучшему развитию восприятия посредством изобразительной деятельности способствует использование непривычных материалов. Например, лепить можно не только посредством пластилина, но и теста, рисовать – с помощью сыпучих веществ (песка, манки), в аппликации использовать наряду с бумагой и картоном нити, вату, крупы.

Третий вид деятельности – условно-трудовая

В данном случае речь идет о выполнении заданий, связанных с трудом. Например, с уборкой игрушек. Вот только выстраивать её нужно в особом порядке. Так, можно попросить малыша сложить все маленькие машины в коробку, а большие – в мешок. Такое задание поможет развить у него противопоставление «большое и маленькое». А связь «пустой-полный» — при помощи наполнения бутылки для полива цветов.

Все три вида деятельности по развитию восприятия направлены на то, что ребенок начинает осознавать не только смысл манипуляций, но и то, как максимально можно использовать предметы и явления.

Развитие восприятия у детей младшего школьного возраста

Несмотря на то, что восприятие у детей младшего школьного возраста развито довольно-таки неплохо, оно все ещё нуждается в развитии. Связано это, прежде всего, с появлением в мире ребенка абстрактных понятий и их активном использовании. Например, дерево как собирательный термин может обозначать, как сосну, так и пальму. Задача родителей и учителей разъяснить, как нужно распознавать эти понятия.

Сделать это можно, в основном, только при помощи учебной деятельности. Например, объяснять, что схожие по начертанию заглавные буквы «А» и «Л», «П» и «Н» несут различную фонетическую нагрузку. В этом помогает активное чтение, составление и разложение слов на слоги и буквы.

Однако стоит отметить, что получаемые знания вначале должны преподноситься в игровой форме с элементами обучающей, после чего медленно перетечь в полностью обучающую. Это очень важный момент, позволяющий восприятию развиваться уже практически на взрослом уровне.

На эту тему:

Остались вопросы или есть что добавить? Пишите:

avatar
Добавить фото
 
 
 
 
 
Добавить аудио или видео
 
 
 
 
 
Добавить .doc .pdf .xls .txt
 
 
 
 
 
  Подписаться  
Уведомление о

Внимание! Представленная на сайте информация является ознакомительной и не является единственным верным источником, для полноценного лечения обратитесь к врачу!
Сайт не предназначен для просмотра лицам младше 18 лет.

[mc4wp_form id="278"]